Название проекта |
Школьный музей |
Краткая аннотация
|
С 1981 по 1995 год в Ишеевской средней школе работал музей боевой славы Железной дивизии. За эти годы музей посетили свыше 15 тыс. человек из разных уголков нашей области и за ее пределами. Музей был центром нравственно-патриотического воспитания. Там проводились классные часы, встречи с ветеранами войны и труда. А самое главное, продолжали сбор материалов по истории родного края. После ликвидации музея, поисковая работа продолжалась. Но от времени многие экспонаты пришли в негодность, а новые экспонаты просто негде хранить. В кабинете истории собран материал по истории школы со дня ее основания, пионерской и комсомольской организаций, родословные жителей Ишеевки, воспоминания участников ВОВ, материалы по обычаям, традициям людей различных национальностей, живущих в р. п. Ишеевка. Кроме этого собрались экспонаты бытовой и культурной жизни жителей нашего села: посуда, одежда, фотографии, письма, альбомы, предметы народного творчества. На основании собранного материала можно создать музей, который поможет узнать о прошлом и настоящем не только Ишеевки, но и Ульяновского района в целом. Музей может снова стать центром гражданско-патриотического воспитания молодежи. Лицей, который носит имя славного своего ученика Героя России Николая Джорджадзе, достоин, иметь свой музей! |
Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект
Актуальность проекта для молодёжи
|
Интерес в обществе к историческим и художественным ценностям растёт ото дня ко дню, потому что они обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, участвуют в воспитании человека. Особое место здесь занимает интерес к своей малой родине, к повседневному окружению, к истории того места, где ты живешь. «Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим». Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народа России. Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры подрастающего поколения, отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия. Это одна из форм повышения качества образования. Необходимость создания и функционирования музея в школе очевидна, так как в этом случае воспитание происходит не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни односельчан, родных. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. В процессе музейной работы дети познают азы коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.
|
Основные целевые группы, на которые направлен проект
|
1. Учащиеся и педагоги МОУ Ишеевского многопрофильного лицея Жители посёлка Ишеевка |
Основная цель проекта
|
Внедрение музейного пространства в современную образовательную среду с целью патриотического и гражданского воспитания и повышения интереса учащихся к краеведческой работе. |
Задачи проекта
|
1. Активизировать целенаправленный процесс развития у детей и подростков заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства. 2. Формировать представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей; 3. Формировать уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями; 4. Воспитывать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии; 5. Формировать научные и профессиональные интересы; 6. Привлечь к сотрудничеству сторонние организации, ставящие перед собой сходные цели. |
Методы реализации проекта (описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач) |
|
1. Сотрудничество с краеведческим музеем р.п. Ишеевка, музеями г. Ульяновска, школьными музеями. |
Описание метода Организация экскурсий в музеи, заключение договоров социального сотрудничества, обмен передвижными экскурсиями |
2.Ведение экскурсионной, поисковой, исследовательской, экспедиционной, культурно- просветительской , воспитательной и образовательной работы |
Описание метода Организация разнообразных видов музейной работы. |
3.Историко-краеведческие мероприятия: Всероссийские и областные конкурсы исследовательских работ |
Описание метода Организация участия в конкурсах исследовательских работ. Оформление материалов, подготовка презентаций, репетиция выступлений |
4.Организация торжественных церемоний и встреч, памятных вечеров, дней открытых дверей, уроков мужества |
Описание метода Помощь в разработке сценариев, подбор материалов торжественных церемоний с соответствии с планом воспитательной работы лицея и планом работы музея |
5.Организация празднования дней воинской славы, памятных дней в истории России; |
Описание метода Помощь в разработке сценариев, подбор материалов для проведения памятных дней России в соответствии с планом воспитательной работы лицея и планом работы музея |
6.Работа с Героями Отечества, ветеранами Великой Отечественной
|
Описание метода Посещение земляков - Героев Отечества, ветеранов Великой Отечественной
|
Количество методов реализации проекта не ограничено (описываются пункты календарного плана) |
Ожидаемые результаты (Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе) | |
Количественные показатели (указать подробно количественные результаты, включая численность вовлечения молодёжи в мероприятия проекта)
|
1. Планируемое количество посетителей музея: 797 – учащихся лицея, 68 педагогов, родители учащихся, учащиеся школ района, гости, спонсоры 2. Количество экскурсий, мероприятий, уроков с использованием материалов Музея 3. Количество накопленного материала, необходимого для подготовки к урокам, Творческим конкурсам, экзаменам. 4. Количество накопленного материала, необходимого для проведения общественно- значимых мероприятий для жителей поселения, повышение познавательного интереса и творческой активности жителей |
Качественные показатели (указать подробно качественные изменения)
|
1. Интерес к образовательному учреждению со стороны родителей, других ОУ и организаций, средств массовой информации и т. д. 2. Повышение познавательного интереса и творческой активности учащихся 3. Проведение внеклассных мероприятий, изменение личностных качеств воспитанников, отношения их к окружающей действительности, истории страны, роль Музея и музейной работы в социализации и профориентации выпускников. 4. Выработка усидчивости, ответственности за порученное дело, развитие трудолюбия, научной организации труда, занятость, сознания полезности в обществе, рост уважение к старшему поколению и т.д. 5. Полезность приобретённых навыков музейной работы для дальнейшей социализации и выбора профессии, расширение кругозора, развитие чувства полезности обществу. 6. Интерес к поселению со стороны других поселений и организаций, средств массовой информации. Возможность развития туристического маршрута.
|
Мультипликативность (укажите как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других регионах) |
Накопленный и обобщенный опыт, по внедрению музейного пространства в современную образовательную среду с целью патриотического и гражданского воспитания и повышения интереса учащихся к краеведческой работе на работе конкретного музея, поможет ускорить реализацию подобных проектов в других регионах. |